Изучение электронных сервисов в Азербайджанской Республике

С 26 по 29 сентября состоялся визит минской делегации в Баку.

В составе делегации — представители Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Национального центра электронных услуг, Министерства иностранных дел, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, РУП «Белпочта».

Цель визита — изучение азербайджанского опыта по вопросам осуществления электронных услуг и административных процедур в электронном виде.

Для НЦЭУ это ответный визит к коллегам из Азербайджанской Республики. Нынешней весной в рамках проведения ИТ-форума «ТИБО-2018» в НЦЭУ состоялся круглый стол «Электронное взаимодействие государства, бизнеса и граждан. Перспективы развития» с участием Фариза Джафарова, директора Центра развития E-GOV Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям Азербайджанской Республики (ASAN).

Тогда белорусскую публику заинтересовала презентация азербайджанской службы ASAN (Azerbaijan Service and Assesment Network), развивающей технологии, которые позволяют наладить комфортное электронное взаимодействие государства и граждан.

Уже более 5 лет в Азербайджанской Республике государственные услуги в прямом смысле следуют за гражданином, где бы он ни находился: кроме развитой сети региональных центров по оказанию услуг служба ASAN оснащена мобильными автобусами, оборудованными по последнему слову техники, для обслуживания граждан, которые не могут получить доступ к центрам по оказанию услуг. Кроме того, в соответствии с поручением Президента Азербайджанской Республики была разработана концепция ASAN-поезда для предоставления гражданам государственных услуг в регионах, где нет сервисных центров ASAN.

Прочную основу для будущего сотрудничества между НЦЭУ и азербайджанским Центром развития E-GOV заложил подписанный в рамках круглого стола «Электронное взаимодействие государства, бизнеса и граждан. Перспективы развития» Меморандум о намерениях о сотрудничестве в сфере предоставления государственных услуг.

Во время визита в Баку представители НЦЭУ смогли поближе познакомиться с деятельностью ASAN: посетили центры обслуживания населения ASAN, радиостанцию ASAN, учебный центр ASAN, callcenter ASAN, другие подразделения и службы ASAN.

Большую заинтересованность белорусской стороны вызвала система «ASAN Viza» — сервис упрощенной выдачи электронных виз, разработанный и успешно внедренный в Азербайджанской Республике с начала 2017 года. Назначение «ASAN Viza» – упрощение процедуры получения визы для граждан ряда стран. Оформление электронной визы занимает от 1 до 3 дней, оплата принимается через платежные системы VISA и MasterCard.

Еще один электронный сервис, представляющий интерес для представителей делегации, – электронная информационная система регистрации трудовых договоров, реализованная и функционирующая в Азербайджанской Республике с июля 2014 года. Назначение системы – государственный контроль за официальным оформлением трудовых отношений с целью защиты прав работников, а также обеспечения уплаты работодателями в полной мере социальных взносов и налоговых платежей.

Коллеги из Баку в свою очередь проявили интерес ко внедрению системы межведомственного электронного документооборота в Азербайджанской Республике, а также организации трансграничного электронного взаимодействия посредством сервиса доверенной третьей стороны.