Современное информационное общество ждёт от правительства простого, комфортного, быстрого и эффективного взаимодействия с гражданами и бизнесом.
Такое взаимодействие может обеспечить электронное правительство – система государственного управления, основанная на автоматизации управленческих процессов в масштабах страны.
История развития электронного правительства в Беларуси
С практической точки зрения к системному формированию электронного правительства на общегосударственном уровне в Беларуси приступили в 2003 году, когда была утверждена государственная программа информатизации «Электронная Беларусь». Фактической целью программы являлось формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и компьютеризация государственных учреждений для развертывания на этой основе системы оказания справочных и регистрационных услуг населению с использованием электронных государственных информационных ресурсов и систем.
Более конкретно развитие структуры реализации электронного правительства было описано в 2011 году в «Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы».
Принятые в последние годы государственные стратегии и программы в сфере развития электронного правительства предусматривают ряд серьезных мер по углублению электронного взаимодействия граждан и государственных органов.
В «Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы» одной из задач является вхождение в число первых 50 стран в индексе электронного участия ООН. При этом доля административных процедур и государственных услуг, оказываемых в электронном виде в 2022 году, должна составить не менее 75%.
Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы предусмотрено развитие технологий электронного правительства, в частности модернизация цифровых сервисов и создание новых будет строиться на принципах их проактивности и комплексности предоставления.
Нормативная правовая база
Нормативная правовая база по вопросам формирования и развития электронного правительства представлена рядом Законов Республики Беларусь, Указов Президента Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов.
Создание системы межведомственного электронного взаимодействия
В начале 2000-ых практически полностью отсутствовали механизмы взаимодействия белорусских органов государственного управления между собой, а также с юридическими и физическими лицами в электронном виде.
Электронное взаимодействие было представлено лишь внутри нескольких ведомств в виде разнородных информационных систем, которые использовали свои способы идентификации, системы защиты информации и механизмы функционирования, предназначенные для узких предметных целей. За рамки конкретного ведомства электронное взаимодействие не распространялось, затрудняя решение многих производственных задач (для юридических лиц) и жизненных ситуаций (для граждан).
Постепенно назрела необходимость в создании универсальных информационных систем и сервисов, использующих единые каналы связи, системы защиты информации, идентификации, применимые на всех уровнях государственного управления и доступные для использования бизнесу и гражданам.
К 2012 году в Беларуси определен ряд государственных информационных систем и инфраструктурных решений, обеспечивающих возможность автоматизированного электронного взаимодействия всех участников информационного обмена – госаппарата, населения и бизнеса, – ключевыми из которых являются:
- общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС);
- система межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь (СМДО);
- государственная система управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (ГосСУОК).
Оператором этих межведомственных информационных систем определен Национальный центр электронных услуг.
С этих пор и по настоящее время идет процесс планомерного перевода государственных информационных систем на работу в единой взаимосвязанной инфраструктуре.
Система оказания государственных электронных услуг
В рамках единого организационного и информационно-коммуникационного пространства создана и развивается система качественного предоставления государственных электронных услуг гражданам и бизнесу. Кроме того, созданная инфраструктура электронного правительства позволяет расширять границы электронного взаимодействия за пределы Республики Беларусь.
Так, в области межведомственного информационного взаимодействия сегодня в Республике Беларусь:
- создана единая технологическая инфраструктура электронного взаимодействия государственных органов и иных государственных организаций на базе межведомственных информационных систем, центров обработки данных и Единой республиканской сети передачи данных (ЕРСПД);
- заложены нормативно-правовые основы формирования и развития системы оказания электронных услуг органами государственной власти;
- обеспечены единые механизмы идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия при работе в государственных информационных системах, при получении электронных услуг;
- создан универсальный механизм выполнения административных процедур в электронном виде и оказания электронных услуг посредством Единого портала электронных услуг;
- строятся процессы трансграничного юридически значимого электронного взаимодействия.
ОАИС
Общегосударственная автоматизированная информационная система – это базовый элемент электронного правительства в Республике Беларусь, предназначенный для интеграции всех государственных информационных ресурсов (систем) и оказания на основе сведений из них электронных услуг для всех категорий потребителей.
Подробнее | Подробнее | Подробнее |
Трансграничное электронное взаимодействие
НЦЭУ определен национальным оператором доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, а также уполномоченным оператором интеграционного шлюза национального сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС).
В инфраструктуре НЦЭУ развернуто, протестировано и принято в эксплуатацию программное обеспечение интеграционного шлюза ИИС ЕАЭС, сервисов доверенной третьей стороны и платформы компонентов базовой реализации общих процессов ЕАЭС.
В рамках реализации решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. № 29 НЦЭУ было передано разработанное Департаментом информационных технологий ЕЭК программное обеспечение компонентов базовой реализации по общим процессам ЕАЭС. Это программное обеспечение успешно развёрнуто и протестировано в инфраструктуре оператора интеграционного шлюза национального сегмента.
НЦЭУ совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и республиканским унитарным предприятием «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» успешно запущен пилотный проект по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха».
В перспективе – запуск пилотного проекта по обеспечению электронного документооборота между государствами – членами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией (в том числе с использованием сервисов доверенной третьей стороны).
Доверенная третья сторона
ДТС предназначена для обеспечения возможности межгосударственного обмена электронными документами и автоматизации процессов, связанных с подтверждением подлинности электронной цифровой подписи, целостности электронного документа и как следствие – признания его юридической силы и достоверности.
Применение сервиса ДТС позволяет:
- повысить удобство обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью различных государств;
- повысить уровень надежности и защищенности трансграничного межгосударственного информационного взаимодействия;
- разрешать спорные вопросы, возникающие между участниками межгосударственных информационных процессов.
Среди возможных областей для использования сервисов ДТС рассматриваются электронная торговля, государственные закупки, телемедицина, дистанционное образование, фондовый рынок, мобильные платежные системы, электронные библиотеки и др.
На сегодняшний день организовано взаимодействие ДТС-Беларусь с ДТС Республики Казахстан.
В перспективе – налаживание каналов трансграничной электронной коммуникации с другими странами Евразийского экономического союза.
Участие НЦЭУ в международных проектах по электронному правительству
Национальный центр электронных услуг открыт для партнерских взаимоотношений, активно участвует в международных проектах по развитию технологий электронного правительства. Среди партнеров – аналогичные службы в России, Казахстане, Грузии, Азербайджане:
- Центр Восточного партнерства, Эстонская Республика;
- Академия электронного правительства, Эстонская Республика;
- НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», Республика Казахстан;
- Государственная канцелярия Правительства Республики Молдова;
- Лаборатория социальных инноваций MiLab, Республика Молдова;
- Представительство общественно полезного общества с ограниченной ответственностью «Internationales Bildungs-und Begegnungswerk gemeinnutzige Gesellschaft mit beschrankter Haftung» (Федеративная Республика Германия) в Республике Беларусь;
- Департамент информационных технологий города Москвы;
- Региональный хаб в сфере государственной службы в Астане, Республика Казахстан;
- Программа Развития Организации Объединенных Наций в Республики Беларусь.
Резюме
Сегодня в Республике Беларусь создано электронное правительство, уровень развития которого позволяет обеспечить автоматизацию управленческих процессов, существенное повышение эффективности государственного управления, простое, комфортное и быстрое взаимодействие с гражданами и бизнесом.
Основное внимание в ближайшей перспективе необходимо уделять вопросу дальнейшего увеличения объема государственных электронных услуг, поскольку повышение уровня информатизации в сфере работы с гражданами и организациями является одним из основополагающих принципов при дебюрократизации государственного аппарата.