Программный комплекс «Одно окно»

Словосочетание «Одно окно» прочно вошло в нашу повседневную жизнь, ассоциируется с единой точкой для получения информации об осуществлении административных процедур. Как и любая другая развивающаяся система, система работы по обращениям граждан нуждается в модернизации и должна претерпевать изменения, которые диктуют реалии сегодняшнего дня

Особенно актуальным в этой связи является упрощение, оптимизация процессов информационного взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными органами и организациями, ведь это и есть квинтэссенция «электронного правительства» — создание простых и удобных механизмов общения граждан и государства.

На законодательном уровне принят ряд мер по переходу на безбумажный документооборот на республиканском уровне, информационное взаимодействие граждан и государства в электронном виде. Это позволит в том числе повысить мобильность, сэкономить время на получение административных решений для рядовых граждан.

С целью дальнейшей оптимизации работы по обращениям граждан служба «Одно окно» переводится в электронный вид. Еще в 2010 году был разработан и презентован программный комплекс «Одно окно», внедрен в 79 районах республики. Общее количество пользователей системы составило 2341 оператор. Эксплуатация комплекса выявила ряд изъянов и недоработок, у пользователей на местах возникли конструктивные замечания и предложения по совершенствованию работы системы.

Согласно поручению Совета Министров Республики Беларусь с 1 ноября 2017 года осуществляется планомерный переход на использование ПК «Одно окно» — вторая очередь.

 

18 ноября 2016 г. в Национальном центре электронных услуг, который определен оператором комплекса, состоялась презентация работы второй очереди ПК «Одно окно» на республиканском уровне

 

Доработки коснулись как программно-технической архитектуры системы, так и процессов информационного взаимодействия ее участников.

Базовой точкой доступа при дистанционной подаче заявлений об осуществлении административных процедур в электронном виде (заявок на их осуществление) и получении, соответственно, результатов административных решений в виде электронного документа законодательно определен Единый портал электронных услуг, размещенный в сети интернет по адресу portal.gov.by. На портале реализован механизм выполнения полного цикла действий по получению административной процедуры онлайн для граждан:

  • подача заявки на выполнение административной процедуры;
  • прикрепление необходимых запрашиваемых документов (скан документа либо его изображение, полученное с телефона);
  • оплата через ЕРИП;
  • отслеживание хода выполнения заявки в личном кабинете.

Концептуальной доработкой программного комплекса для операторов ПК «Одно окно» стала реализация трех способов получения информации, необходимой для осуществления административной процедуры:

  1. Взаимодействие с государственными информационными ресурсами.

Реализована возможность получения данных из крупнейших республиканских информационных ресурсов: автоматизированных систем «Паспорт» и «Административно-территориальные и территориальные единицы», что позволит сократить время на заполнение заявлений, предоставление административных решений.

  1. Взаимодействие «оператор-оператор».

Реализована возможность запросить необходимые данные у другого, территориально удаленного, оператора ПК «Одно окно».

  1. Взаимодействие с СМДО.

Использование глобальной системы межведомственного электронного документооборота позволит получить данные удаленно из любого ведомства, подключенного к системе (в настоящее время к СМДО подключены все высшие органы власти, министерства, городские, районные, областные исполнительные комитеты, более 3000 государственных организаций по всей республике).

Кроме того, разработан новый блок аналитики и отчетности, предусмотрена возможность сканирования пакета документов, предоставленного заявителем, его хранения в базе данных ПК «Одно окно» для дальнейшего его использования при рассмотрении заявления.

 

В целом модернизация комплекса позволит упростить работу специалистов по электронной регистрации обращений граждан, направлению запросов, повысить скорость работы комплекса

 

На сегодняшний день пользователям Единого портала электронных услуг доступны административные процедуры МАРТ, ГПК и Государственного таможенного комитета, в частности, онлайн можно получить пропуск на въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне или пропуск на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

В будущем к переводу в электронный вид планируются административные процедуры других ведомств, к примеру, МВД и МНС (выдача выписки из данных учёта налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней).

Таким образом, можно констатировать, что удобный полнофункциональный инструмент для осуществления административных процедур онлайн создан. Единственным сдерживающим фактором масштабного внедрения второй очереди ПК «Одно окно» на местах является отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей выполнять административные процедуры в электронном виде, активная работа по формированию которой ведется в настоящее время.